Чобану Ирина Константиновна
Врач-психотерапевт, к.м.н.
Президент МОО «Ассоциация профессиональных кинезиологов»,
Директор НОЧУ ДПО Институт кинезиологии,
Действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги,
г. Москва.
Кинезиология – это современное направление оздоровления, использующее мышечное тестирование для диагностики и комплекс различных воздействий для коррекции обнаруженных отклонений. Она рассчитана на помощь здоровым и больным людям разных возрастов. Кинезиология расположена на стыке психологии, психотерапии, нейрофизиологии и телесных практик. Это простая и успешная методика тестирования без использования длинных вопросников и рисунков, позволяющая быстро и достоверно определить суть проблемы, ее причину и возраст возникновения; действенный метод снятия стресса; навыки коррекции дислексических нарушений; эффективные способы устранения фобий и навязчивых форм поведения и многое-многое другое.
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» - «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения. Подобное определение чаще всего используется в спортивном направлении, нацеленном на оптимизацию движений с целью достижения высоких результатов в соревнованиях.
Цель кинезиологии
Физическое и психическое оздоровление;
Гармонизация личности;
Творческая реализация;
Расширение жизненных возможностей;
Возвращение состояния выбора в тех областях жизни, где, как кажется, никакого выбора уже нет и быть не может.
Мышечное тестирование.
Это биологическая связь между всем организмом и мозгом. Сам человек является единственным источником информации, так как только он знает правду о себе. Используя этот подход, можно безболезненно проработать различный негативный опыт, касающийся вашего прошлого или настоящего. Во время консультации кинезиолог берет вас за руку и помогает прояснить нынешнюю ситуацию, узнать, что из прошлого опыта все еще влияет на вас, и главное, как с этим справиться
С помощью кинезиологии можно избавиться от самых разных проблем
Снятие острого стресса при несчастных случаях, разводе, других проблемах.
Сложности в общении с другим полом, внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением.
Проблемы на работе, Хронически плохое настроение, депрессия, бессонница, раздражительность, плаксивость, апатия.
Различные давнишние проблемы со здоровьем, хронические боли в спине, частые простуды, аллергии;
У детей: сложности с обучением в школе, неусидчивость, неумение быстро читать, грамотно писать и правильно считать, проблемы с поведением.
Немного об истории развития кинезиологии
В 1964 г. Дж. Гудхарт разработал прикладную кинезиологию – систему использования мышечного тестирования в диагностических и терапевтических целях при различных состояниях. Корни ее произрастают из мануальной терапии. Прикладная кинезиология—это целостный подход, основанный на концепции Триады здоровья, которую составляют структурные, химические и эмоциональные факторы. Это направление распространилось среди врачей и мануальных терапевтов.
Дальнейшему распространению кинезиологии в немалой степени способствовал доктор Дж. Ти, сделавший этот замечательный подход доступным для широкой публики. В 1973 г. была издана его книга «Целебное прикосновение», в которой он обобщил и изложил техники прикладной кинезиологии в доступной для непрофессионалов форме. Целью этой работы стало обучение самопомощи через балансирование энергии.
Значительным шагом вперед стало рождение образовательной кинезиологии, появившейся благодаря П. Деннисону, который в 1982 г. успешно разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых. Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения.
В 1972 г. Г. Стокс, Д. Уайтсайд и К. Калэуей разработали концепцию «Три в одном», в которой они уделили гораздо больше внимания, по сравнению с предыдущими подходами, эмоциональной стороне жизни человека. Мышечное тестирование предлагалось использовать для определения стрессов и их коррекции. В основе этого подхода лежит следующая концепция: когда человек находится в состоянии стресса, то не может использовать возможности своего мозга на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать, используя логику левого и творческий подход правого полушария, что обеспечивает интегрированный взгляд на жизнь. Во многом эмоциональные, физические и поведенческие проблемы произрастают из прошлых травм. Техники концепции «Три в одном» в первую очередь восстанавливают способность осуществлять свободный выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта.
Дальнейшее развитие кинезиологии происходило и в России. В 2004 г. оформилась в самостоятельное направление психотерапевтическая кинезиология – личностно-ориентированный подход, разработанный для помощи людям, стремящимся к гармонии, для тех, кто ищет новые пути развития. За основу была взята психогенетическая теория и модель личности. В соответствии с этой моделью были выделены основные структуры личности, или личностные статусы, связанные с различными жизненными сферами и раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов. Развитие человека подчиняется определенным правилам и закономерностям, что определяет вектор оздоровительного воздействия. В процессе терапии проводится диагностика состояния этих структур личности, при необходимости их коррекция, что помогает восстановить жизнедеятельность пациента в этих областях жизни, гармонизировать его личность. Этот подход можно использовать для помощи пациентам с длительными глубокими проблемами, например в комплексном лечении аддикций.
ЯЗЫК ТЕЛА – МЫШЕЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Инструменты кинезиолога позволяют понять сигналы тела. В кинезиологии тело используется как основной диагностический инструмент, позволяющий посредством мышечного тестирования проводить диагностику различных отклонений. Мышечное тестирование берет начало из прикладной кинезиологии как метод определения функции данной мышечной группы. Для проверки ее состояния специалисты прикладной кинезиологии приводили мышцу в сокращенное состояние и оказывали на нее давление, переводя мышцу в растянутое состояние. Если мышца «сопротивлялась», это означало, что она функционировала нормально. Если при тесте она «поддавалась без сопротивления», это изменение указывало на то, что мышца имела недостаточный энергетический уровень.
Позже мышечное тестирование несколько видоизменили: тестирование мышцы – индикатора используется с целью определения стресса. Мышечный тест заключается в применении медленного, легкого надавливания на данную мышцу в ее либо сокращенном, либо растянутом положении.
Мышечное тестирование – это тестирование тонуса мышцы с целью определения стрессовых областей в жизни человека. Как пишут Г.Стокс и Д. Уайтсайд, «мышечное тестирование – это тестирование мозга». Мы можем добавить к этому, что это также и тестирование телесной памяти.
Для теста можно использовать любую мышцу тела. Однако, обычно работают с передней частью дельтовидной мышцы, так как тестировать мышцу руки удобно, не требуется укладывать пациента на кушетку, этот процесс не вызывает лишнего стресса у человека. Через тело проводится диагностика эмоционального, душевного и соматического состояния человека.
То, что тело готово сообщить, может дать бесценную информацию о состоянии души человека, в том числе о его эмоциональной жизни, болезненных переживаниях, душевных проблемах. Кинезиологи знают: тело никогда не врет. Главное, научиться понимать его язык. И тогда язык тела станет зеркалом души. С этой целью собственно и используется мышечное тестирование. Правильно сформулированный опрос помогает провести диагностику, как имеющихся проблем, так и средств помощи, методов коррекции неблагоприятных отклонений. И в первую очередь это осуществляется через поиск стрессовых областей в жизни человека.
ТЕОРИЯ СТРЕССА
Понятие «стресс» возникло в биологии, а не в психологии, и изначально, в своем строго научном смысле, оно не имело психологического значения. Г. Селье в 1936 г. определил «стресс как состояние напряжения, представляющее собой стандартную реакцию организма на любое неблагоприятное воздействие». Иначе говоря, стресс – это выработанный в результате эволюции неспецифический комплекс реакций, обеспечивающий системе переход в новый режим существования, при котором увеличивается устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды, то есть осуществляется адаптация. Важно отметить, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие, а реакция организма на него.
В 50-70-х гг. ХХ в. слово "стресс" стало очень популярным. Р. Лазарус одним из первых обратил внимание на тот факт, что «неспецифическими» реакциями на воздействие среды отвечает не только тело, но и психика. Так впервые были произнесены слова «психический стресс», который чаще называют психоэмоциональным. К середине 80-х гг. ХХ в. большинство ученых согласились с таким определением: "Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях". Можно выделить два варианта стресса: дистресс – стресс связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий пагубное влияние на здоровье. Эустресс – стимулирующий стресс, на противодействие которому хватает ресурсов организма.
В кинезиологии понятие «стресс» обычно используется для описания негативного взаимодействия человека с окружающим миром. Мышечное тестирование помогает определить, с чем именно в жизни связан стресс. Слабый мышечный ответ обозначает наличие эмоционального стресса в связи с каким-то вопросом, проблемой или чувством, что буквально подкашивает человека, ослабляет его тело, его мышцы, и эту слабость можно определить посредством мышечного тестирования. Негативный эмоциональный заряд, то есть интенсивный электрический импульс, вызванный негативной эмоцией, вызывает слабый ответ мышцы.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАК ЯЗЫК ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА.
Для уточнения эмоционального состояния Г. Стокс и Д. Уайтсайд разработали барометр поведения – карту эмоционально-поведенческих состояний человека. История его появления необычна, так как авторы тестировали необходимые слова. Позже появилась испанская модификация – эмоциональная последовательность. В России она претерпела несколько переводов, пока был сформулирован нынешний вариант. Для трактовки слов англо-говорящие авторы обращались к словарю Вебстера, мы также внесли некоторые ремарки из словаря Ожегова. Применяя эмоциональную последовательность, можно детально охарактеризовать состояние человека. Как прозвучало в одном из докладов на конгрессе русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии», около 80 % населения страдает алекситимией, то есть неспособностью обозначить вербально свои переживания. В этом смысле эмоциональная последовательность – это удобный инструмент для работы с распознаванием и толкованием различных эмоциональных состояний, как положительных, так и отрицательных.
В ней существуют две основные части: негативная и позитивная, внутренне связанные друг с другом. Каждому термину из негативной части соответствует слово из позитивной части. Они подобны двум сторонам одной медали: для каждого неприятного состояния имеется соответствующее позитивное. Такое строение раскрывает возможности дальнейшей коррекции и определяет вектор движения в психотерапии: от негатива к позитиву, от нынешнего состояния к желаемому.
У каждого термина существует свое более подробное толкование. Например, можно рассмотреть первую категорию «приятие – противостояние» (см. Таб. №1). Все начинается с выбора реакции на происходящее: можно принять ситуацию, какая бы она ни была, или встретить ее в штыки и почувствовать антагонизм. Психотерапевт может использовать эту информацию иначе: если человек чувствует антагонизм по отношению к кому-то или чему-то, то возникает естественный вопрос: что он не принял? Как можно психотерапевтически помочь ему принять это? Это поможет эффективно провести сессию.
Таб.№1
ПРИЯТИЕ |
АНТАГОНИЗМ |
||
1 Здравомыслящий |
2.Идущий навстречу |
1.Усматривающий атаку |
2.отмахивающийся |
3.Ясный |
4.принимающий |
3.сомневающийся |
4.Обремененный |
5.адаптирующийся |
6.Знающий себе цену |
5.досаждаемый |
6.возмущенный |
7.Достойный признания |
8.открытый |
7.противостоящий |
8.неспособный |
У больших категорий существуют малые подкатегории, также находящиеся в зеркальном соответствии, например «видящий варианты» – или – «усматривающий атаку». Если человек считает, что его постоянно атакуют, как помочь ему увидеть иные варианты реакций, действий, отношения? Подобные соответствия прокладывают вектор сессии. Для каждого термина существует подробная трактовка, облегчающая понимание этих слов.
Язык эмоциональной последовательности можно выделить как отдельную существенную часть кинезиологии. Благодаря ей все эмоциональные состояния получают свое имя, перекидывается символический мостик между первой сигнальной системой и второй, происходит вербализация ощущений, порывов, страданий, Более того намечается путь дальнейшего движения к улучшению. Эмоциональная последовательность включает в себя 162 термина, не так много на первый взгляд. Однако, учитывая, что это характеристики состояний человека, можно сказать, что это 162 названия различных эмоционально- поведенческих реакций, расширяющих горизонты понимания происходящего. Эмоциональная последовательность стала неотъемлемой частью каждой коррекции, так как не взирая на причину обращения к кинезиологу, она помогает прояснить эмоциональную подоплеку происходящего.
Для коррекции обнаруженных отклонений или эмоциональных состояний применяются различные варианты воздействий, объединенные в обширную систему. Это упражнения, нацеленные на эмоциональное отреагирование, на релаксацию; воздействия, помогающие снизить общее напряжение, а также многое другое.
ЯЗЫК ТЕРМИНОВ
В кинезиологии используется собственный понятийный аппарат: претесты, коррекция, барометр поведения, пальцевые пробы, общая зона интеграции и многое другое. Для человека непосвященного эти слова не имеют смысловой нагрузки. Однако они отражают основные особенности этого направления. Многие понятия были переведены с английского языка, что, несомненно, наложило отпечаток на лексикон кинезиологов. Рассмотрим некоторые из упомянутых терминов.
Например, в кинезиологии широко используется термин коррекция. Так называется и сеанс и единичные воздействия. Этот термин подчас вызывает недоумение коллег и удивление пациентов. Записываясь впервые на прием, многие задают вопрос, будет ли сразу проводиться коррекция или вначале проведут беседу или будет осуществляться только диагностика. Приходится объяснять начинающим посетителям, что за один сеанс можно и побеседовать и провести диагностику и коррекцию. Это связано со спецификой самого подхода.
В кинезиологии сессия нацелена на точную диагностику и на улучшение, на редукцию болезненных паттернов и стресса, на нормализацию проблематичной сферы жизни. На каждой сессии происходят изменения, коррекция того или иного отклонения. Именно поэтому сессия носит название коррекция. Лица, прошедшие терапию у кинезиологов, обычно с удовольствием сообщают, что каждая сессия приносила облегчение.
Коррекция подчиняется строгой схеме или протоколу, в соответствие с которым расписан каждый шаг, каждое действие психотерапевта. Это имеет колоссальное значение, так как обеспечивает безопасность, как пациента, так и специалиста. Тело само контролирует продвижение вперед и четко сигнализирует в случае, если какие-то действия принесут вред.
Коррекцией также называется единичное воздействие, упражнение или процедура для восстановления той или иной функции. Насчитывается более ста подобных воздействий, свойственных только кинезиологии. Большая сессия – коррекция может включать в себя несколько малых упражнений - коррекций, позволяющих нормализовать или сбалансировать состояние пациента. Эти малые коррекции тщательно систематизированы в так называемые пальцевые пробы, напоминающие индийские мудры.
Во время сессии нередко приходится обращаться к травматическому опыту прошлого, подобная работа с регрессией носит название «возвращение по возрасту», и ему можно дать определение: это процесс, при котором мы определяем возраст возникновения причины данной физической, умственной или эмоциональной травмы [7, с.38].
В английском варианте используется термин «age recession». «Recess» означает «уединенное, глухое место, укромный уголок», а «recession» можно перевести как «удаление, отступание, углубление». Происходит углубление назад в сокровенные уголки подсознания и в те периоды времени, когда негативные эмоции соединились с восприятием давних событий и до сих пор предопределяют восприятие текущих событий. Можно помочь мозгу переучиться, используя тот же неврологический процесс, что привел к сужению восприятия. Важно получить доступ в нужный слой клеток, в котором содержится основная часть воспоминаний.
В кинезиологии существуют непривычные уху термины. К примеру, особое внимание уделяется общей зоне интеграции (ОЗИ). Это функциональный центр представлений о себе, самовосприятия, суждений и убеждений, расположенный в доминантном, обычно левом, полушарии в области сосцевидного отростка. Он не участвует в принятии новых решений, а лишь повторяет прошлый опыт, подходящий для сиюминутного выживания личности в том виде, как он сформирован в памяти.
Вторая важная с точки зрения обучения область - это зона сознательного ассоциативного мышления (САМ), ответственная за творческое стратегическое мышление, за выбор новых вариантов. Она расположена в лобных долях. Зона САМ способна подавлять любую более слабую неврологическую активность, включая функции заднего мозга, физическое движение, даже сердечные сокращения и дыхание. Примером могут служить йоги. К сожалению, у большинства взрослых эта зона руководит функциями организма меньшую часть времени. Большую часть времени руководство осуществляет общая зона интеграции по причине эмоционального стресса.
В условиях стресса ОЗИ принимает на себя полное управление действиями, блокируя циркуляцию сигналов из всех зон мозга, непосредственно не связанных с физическим и эмоциональным выживанием. Это отодвигает зону САМ в сторону и гарантирует лишь копирование прошлых реакций, большинство из которых оставляет желать лучшего. Когда для принятия решений человек активизирует лобные доли, зону САМ, то он находится в настоящем времени и может размышлять и выбирать. Поскольку многие пребывают в той или иной степени стресса большую часть времени, то, как правило, они используют четверть ресурсов своего мозга. Коррекция в кинезиологии нацелена на снятие тормозящего влияния ОЗИ и активизацию лобных долей и стратегического мышления, то есть на расширение сознания и возможность выбора своих действий.
К этому можно добавить практические рекомендации. Для того, чтобы увидеть новые горизонты, стоит активизировать лобные доли, подключить зону САМ, с этой целью нужно сделать выбор – выбирать! Выбирать варианты решения той или иной задачи. Только тогда нейродоминирование смещается от ОЗИ к САМ, от реагирования к поиску новых путей. В условиях стресса очень важно помнить об этом.
Мы понимаем, что понятия в кинезиологии перекликаются с терминами из других направлений, однако в нашем курсе они имеют свой телесный адрес и более того, когда речь идет об отклонениях, то предлагается их эмоциональная и телесная коррекция. Это помогает проработать травматический опыт на всех уровнях, начиная с осознавания, эмоционального отреагирования до телесного освобождения от зажимов, спазмов и телесных воспоминаний. Такая глубокая проработка становится возможной благодаря обращению к самому телу, благодаря мышечному тестированию.
Заключение
Таким образом, кинезиология, находясь на стыке медицины и психологии, позволяет через тело провести диагностику психологических и соматических страданий и оказать человеку всестороннюю помощь (хотя также будет полезно иметь справку формы 095 у). Основная особенность этого направления - использование тесной связи между телесными и когнитивно-эмоциональными процессами. Это дает возможность кинезиологам охватить широкий спектр патологии и проблем и работать безопасно и эффективно.